Системные технологии
Воскресенье, 19.11.2017, 17:21
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Романов Н. . Об онтологии ГЛОКС: может ли глобальная коммуникация превратиться в мировоззренческую парадигму?

                                   

    …Можно ли в «денежном мире» жить в стороне от его

    главных движущих сил и ценностей – финансов, соб-

    ственности? А может пришло время, когда деньги уже

    не инструмент, а та метафизическая сила, которая все

    остальное сделала инструментом – искусство, мораль,

    религию, политику и, конечно, власть?

                                             В.В.Ильин, «Власть и деньги»

     

    Прежде чем ответить на данный вопрос, дадим краткую инфор-

    мацию об одном исследовании, проводимом американской пра-

    вительств. организацией DARPA (i).Тема исследования -                                                             «Программа использования новых технологий для преодоления                                                        ранее неразрешимых проблем в области

    социальных наук (проект NGS2). Программа направлена на созда-

    ние и оценку новых методов и инструментов для развития «стро-

    гих, воспроизводимых наук» (вспомним Э.Гуссерля, который стре-

    мился превратить философию в «строгую науку»!), позволяющих

    разрабатывать и верифицировать причинные модели социального

    поведения человека, в частности, причинно-следственные механиз-

    мы «коллективной идентичности» группы лиц, становящихся еди-

    ным целым, а при определенных обстоятельствах распадающихся

    на хаотическую смесь не связанных между собой лиц. Выполнение

    программы базируется на таких науках, как социология, экономика,

    политология, антропология и психология, а также на информацион-

    ных и компьютерных науках, физике, биологии и математике. Одна-

    ко фундаментом исследований в этой программе является «исполь-

    зование возможностей современного веб-связанного мира, позволя-

    ющих привлечь репрезентативные группы лиц через веб-глобальные

    игры и альтернативные реальности платформ». Следует заметить,

    что философия как таковая в американской традиции инкорпорирова-

    на в социологию и по большей части представлена прагматическим

    реализмом Р.Рорти (сплав идей американского прагматизма, анали-

    тической философии и европейского нигилизма). Он трактует фило-

    софию как «голос в разговоре человечества», картину всеобщей свя-

    зи, посредницу во взаимопонимании людей. Рорти отождествляет

    социум с общением (коммуникацией), что в полной мере соответствует

    духу глобализма, мировоззренческому космополитизму. Поэтому и не

    удивительно, что проект NGS2 содержит в себе замысел раскрыть

    закономерности глобальной коммуникации в интересах управления

    социумом, но при этом сама же глобальная коммуникация выступает

    в качестве инструментария исследования. Интересно, что и Тоффлер,

    разоблачая сетецентризм современной войны, в своих «антивоенных

    призывах» выделяет особую идеологическую роль глобальной комму-

    никации. Примечательна его метафора относительно социальных се-

    тей: « Их развитие (сетей, - авт.) подобно тому, как если бы безжизнен-

    ный или инертный организм вдруг начал контролировать свои кровя-

    ное давление, пульс, частоту дыхания. Сеть как бы приобретает само-

    сознание… Поскольку сети в своей целостности не воспринимаются

    рядовым пользователем, мы склонны принципиально недооценивать

    концептуальную красоту этих скрытых сетей, а также их эволюционное

    значение» (А.Тоффлер «Сдвиг власти», 1990). Таким образом, ГЛОКС

    уже сейчас обретает свой онтологический статус в качестве мировоз-

    зренческой парадигмы. И все же обретение онтологического статуса

    для ГЛОКС в его декларативном виде еще не означает раскрытие он-

    тичности глобальной коммуникации как сущего бытия. Сущее для нее

    есть не что иное, как придание остальным сущим их присутствия в ми-

    ре (здесь «присутствие» употреблено в хайдеггеровском смысле, см.

    «Бытие и время»). ГЛОКС для любой (мыслимой) системы создает не

    только эффект ее повсеместного присутствия в планетарных масшта-

    бах, но и включает ее в ту часть реальности, которую принято назы-

    вать виртуальной. Эта часть через отношение контингентности (оцен-

    ка действительности с точки зрения необходимости и возможности,

    здесь в интерпретации Х.Блюменберга) сопоставима с эвентуальным

    миром, в котором все возможно при условии его бытийного наличия.

    Если для состояния «быть» в виртуальной реальности все еще требу-

    ется шлем, то для эвентуальной реальности достаточно осознать

    свою «иную» (измененную в сети) субъективность, несущую в себе

    причастность к глобальному миру. Открывается возможность присут-

    ствия в пространственно-временном континууме от «здесь и сейчас»

    до «везде и всегда». Субъективно это воспринимается в топологичес-

    ком измерении «везде и нигде» (поворот в сторону топологической

    психологии К.Левина). Такая субъективность весьма образно была пе-

    редана Блезом Паскалем, который представлял природу в виде рекур-

    сивно повторяющейся везде сферы: «Природа – это бескончная сфе-

    ра, центр которой везде, а окружность нигде» (в его черновике сохра-

    нилась запись – «устрашающая сфера»). «Иная» субъективность есть

    новое ощущение хайдеггеровского Dasein – глобального присутствия

    человека в мире с имманентным модусом всеохватывающей интер-

    субъективности, наделяющей «жизненный мир» (в гуссерлевском по-

    нимании) качеством экстерриториальности.

    Человеческая мысль в ХХ веке пережила «драму своего бытия» - пост-

    модернизм. Не без последствий для бытийствующего мира! Симулякры

    вытеснили живую субъектность, «складки и впадины» сознания скрыли

    проблески творящего интеллекта, а символом мыслительного порядка

    стала делезовская формула «МОНИЗМ=ПЛЮРАЛИЗМ», с помощью ко-

    торой был «клонирован» разум в виде так называемого «трансверсаль-

    ного разума», в основе которого возникла ризоматическая сеть, расту-

    щая «корнями вверх». Наряду с моническим порядком гомогенности в

    ней можно обнаружить и хаотический плюрализм гетерогенности и спле-

    тений, что весьма близко к архитектуре сетей ГЛОКС и дает основание

    для введения понятия ментально-топологического гомоморфизма моде-

    лей разума и глобальной коммуникации. Трансверсальный разум соеди-

    нил противоположности и мнимая формула «порядок = хаос» нашла

    свое практическое воплощение в упомянутой ранее концепции «управ-

    ляемого хаоса». Технология коммуникации приняла облик онтологии

    мирового порядка! В истории цивилизации это наблюдается впервые.

    Глобальные проблемы современности, будучи источником хаотизации

    всех сфер жизнедеятельности, стали пространствами управления миро-

    вым порядком - не столько географическими пространствами (региона-

    ми), сколько топологическими (топосами). Принцип быть «везде и нигде»

    актуализировал нелокальное управление, которое только и возможно

    посредством ГЛОКС. И тут вдруг всплывает неожиданный фактор ради-

    кализации в трансформациях миропорядка: нелокальное управление

    процессами хаотизации планетарного масштаба эффективно лишь тогда,

    когда пространства, где прилагаются и действуют факторы управления,

    гомогенно-однородны как структурно, так и функционально. А это значит

    необходима тотальная «униформизация» всего и вся – мир без государ-

    ственных и национальных различий, противодействующих тонким меха-

    низмам подчинения глобальным законам (правилам) поведения в мире.

    М.Хайдеггер со всей силой своего пророческого духа замечает: « Как

    исчезла разница между войной и миром, так отпадает и различение

    между «национальным» и «интернациональным»… Униформность исто-

    рического хода нынешней эпохи коренится не в уподоблении задним чис-

    лом более старых политических систем новейшим. Униформность – не

    следствие, а причина военных размежеваний между отдельными канди-

    датурами на гегемоническое руководство процессом использования су-

    щего для обеспечения порядка. Возникающая из пустоты бытийной остав-

    лености униформность сущего, когда все сводится просто к планируемо-

    му обеспечению нужного порядка, подчиняющего сущее воле к воле (ме-

    тафизическому источнику власти, - авт.), повсюду и до всяких националь-

    ных различий вызывает единообразие руководства, для которого любая

    государственная форма есть уже просто одно из орудий власти в числе

    других» («Преодоление метафизики», Хайдеггер). Здесь же его мисти-

    чески проницательное предсказание: «Земля оказывается немиром

    блуждания. Бытийно – исторически она блуждающая звезда»… Блужда-

    ние и хаос онтологически родственны, чем наша эпоха и примечательна.

    Нельзя не заметить, как транснациональные корпорации – новоявленная

    сила власти – повсеместно осуществляют униформизацию всех структур

    и функций в поле своей деятельности, распространяя ее на весь мир. Для

    них ГЛОКС – главный инструмент ее осуществления. ТНК – владеют этим

    инструментом в совершенстве, это их собственность.

    Но вернемся к проекту NGS2. Теперь становится понятным, почему так

    важно знать причинно-следственные механизмы «коллективной идентично-

    сти» группы лиц (и целых наций!), становящихся единым целым, а при

    определенных обстоятельствах распадающихся на хаотическую смесь не

    связанных между собой лиц. Есть ли сомнения в том, что украинская нация

    самым жестким образом испытывает на себе (или на ней испытывают!) эти

    самые обстоятельства? Вопрос риторический…

                                             Ссылка

        (i) http://www.darpa.mil/news?PP=3

     

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Niker (12.04.2017)
    Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2017