Системные технологии
Воскресенье, 19.11.2017, 17:20
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Романов Н. Глобальная коммуникация систем на сломе уходящего миропорядка

                       

    В ныненшнее время у многих все еще зиждиться надежда на восста-

    новление прежде существующих международных отношений в мире –

    вот только НАТО во главе с США утихомирят агрессора и победят

    ИГИЛ, а далее все станет на «свои места». Увы, не станет! Мир уже

    необратимо изменился и в нем ранее общепризнанные правила не

    работают, а новые появятся лишь после утверждения «диктатора

    силы», способного организовать и подчинить мировое сообщество

    признанию нового цивилизационного порядка. Завышенные ожидания

    от возможной при этом самоорганизации ряда влиятельных стран,

    способных мирным = разумным = демократическим путем «уладить»

    глобальный конфликт (а он уже таковым является!), создают тщетные

    иллюзии в достижении «консенсуса интересов» ведущих игроков (акто-

    ров) геополитики, неразрывно инкорпорированную в мировую экономику.

    Эта проблема уже много раз обсуждалась в различных аспектах, но кроме

    согласия по умолчанию с неопределенностью сложившейся ситуации,

    иного мнения как-бы и не возникает. Научный анализ с позиций системно-

    сти, сложности или синергетизма наблюдаемых процессов столкнулся с

    иррациональной прагматикой «скрытых сценаристов» глобальных сюже-

    тов развития обстановки в мире в целом и в отдельных его регионах.

    Скажем так: научная картина мира «не вписывается» в динамику военно-

    политических причин и следствий, демонстрирующих некий, логически не

    постижимый, мейнстрим событий, удивляющих своими нарративно-смы-

    словыми и оценочными модальностями и модусами. Наиболее знаковым

    примером в этом плане явилось наводнение информационного простран-

    ства термином «гибридная война», который в силу своего узкоспециально-

    го значения в военной сфере и непонимания этого обстоятельства целым

    рядом политиков и экспертов, вызвал негативную аберрацию в обществен-

    ном сознании вплоть до сплошной эклектики мирных и военных аспектов

    агрессии России в отношении Украины. Дальше – больше! В Евросоюзе

    таким же образом восприняли российскую политику и внутри себя и на Ближ-

    нем Востоке. И лишь недавно прозвучали отрезвляющие заявления ряда

    военных экспертов из Пентагона о том, что начата реальная война, пусть

    и в начальной своей фазе (кстати говоря, в ходе которой действительно

    осуществляются неклассические военные операции с целью скрыть от

    противника и его союзников истинные намерения стороны развязывающей

    полномасштабную войну). А сам термин «гибридная война» оказался всего

    лишь удобным прикрытием для известных политиков своей «страусиной

    позиции», избегая тем самым решительных действий в пресечении агрессии

    и ответственности за неумение справиться с опасной для всего мира ситуа-

    цией. Обыватели же, принимая на слух словосочетание «гибридная война»

    с подачи СМИ, утешали себя мыслью, мол, так это и «война не война» - не

    настоящая война! И только, семьи, которые потеряли в этой «сомнительной

    войне» близких им людей, осознавали в полной мере цену происходящего на

    линии боевых – именно боевых – действий ! Нечто подобное происходит и с

    такими терминами, как «антитеррористическая операция» (вербальный каму-

    фляж реально текущей войны), «высказывание обеспокоенности» (в то вре-

    мя, как настоящая обеспокоенность должна выражаться в адекватных дей-

    ствиях и решениях, а не в пустословии, бесконечно изрекаемом западными

    политиками и военными), «призывы к сдержанности всех сторон» (при всей

    очевидности вероломства одной стороны) и много других слов и фраз, кото-

    рые явно не соответствуют своей семантикой реально происходящим собы-

    тиям. При таком распространенном «псевдотезаурусе» в лингвистических

    конструкциях Словаря Событий создать правдивую картину мира невозмож-

    но и, тем более, нельзя построить достоверную глобальную коммуникацию,

    основанную на взаимном доверии, транспорентности и аксиологически прием-

    лемой фасцинации. Ныне, как никогда в иное время, цена слова соизмерима

    с нравственным поступком, а превращение языка и лингвистических форм

    («форм жизни» как языковых игр) в инструмент информационных войн озна-

    чает прямое разрушение интеллекта, отказ от разума и погружение ума в пучи-

    ны иррационального мракобесия. Никто не отрицает цивилизационную цен-

    ность глобальной коммуникации, но всем должна быть понятна когнитивная

    опасность (сравнимая с когнитивным диссонансом), исходящая от глобально-

    коммуникативного хаоса, в котором царит крушение смыслов, подмена цен-

    ностей, навязывание манипулятивных интеракций и вытеснение естественной

    (личностно значимой) интерсубъективности. В целом такую ситуацию, отражаю-

    щую деструкционный этап становления глобальной коммуникации, можно оха-

    рактеризовать мыслями М.Хайдеггера:«Постав, разметнувшееся существо

    современной техники,составляет себе формализованный по заказу язык,

    тот способ информирования, в силу которого человек униформируется,

    т.е. конформируется в технически- исчисляющее существо, шаг за шагом

    утрачивая «естественный язык» («Путь к языку»). Деструкция здесь пони-

    мается как историко-философское осознание сущности глобальной коммуника-

    ции через поиск человеком собственного смысла существования в своем кон-

    кретном времени эпохи глобализации (следуя онтологическому замыслу Хайдег-

    гера). Следует отметить, что ГЛОКС – это не только информационные связи и

    отношения между коммуникантами, но и транспортные системы, системы гло-

    бальной навигации, системы логистики, финансовые и товарные потоки, энерге-

    тические магистрали и масштабные перемещения (миграция) людей, направляе-

    мые экономическими, политическими, военными, культурными и форс-мажорны-

    ми  обстоятельствами. Все эти компоненты трансформируются в элементы но-

    вого мирового порядка, претерпевая радикальные изменения и эмерджентные

    сдвиги, тем самым, порождая неожиданный и непредсказуемый «жизненный

    мир». При этом не стоит обольщаться моделями будущего, пафосно провозгла-

    шаемых футурологами, как и не стоит впадать в уныние, навеваемое эсхатоло-

    гическими пророчествами. Все будет «не так», как многим представляется на

    стыках научных, философских и религиозных взглядов. Открывается окно собы-

    тий, которые явятся миру вне всяких ожиданий и прогнозов – окно скрытых воз-

    можностей и космических актуализаций. Сейчас модно рассуждать о трансгума-

    низме и его сингулярностях, перспективах колонизации других планет. Это есть

    признаки того, что разум ищет выход из исторического тупика путем аналогий,

    метафор, мифов и даже фантасмагорий. Здесь Р.Шекли все ж таки нечто пред-

    восхитил в своем «Обмене разумов»: «Наша способность усваивать необыч-

    ное не беспредельна, пределы оказываются очень узкими. Слишком много

    новых впечатлений, их приток становится невыносимым и мозг ищет от-

    дыха в буферном процессе аналогизирования. Этот процесс как бы созда-

    ет мост между воспринятым известным и неприемлемым неизвестным,

    облекает невыносимое неизвестное в желанную мантию привычного, ког-

    да необычное воспринимается как обыденное». Именно в таком состоянии

    ныне пребывает человеческий разум, отбрасывая на будничное сознание тени

    из будущего. Чтобы преодолеть трудное наследие ХХ века и не дать разгореть-

    ся пожару в нынешнем столетии, чтобы будущее состоялось, должны произойти,

    как минимум, три экзистенциальных события: 1.Разрушение «культуры смерти»

    (в понимании А.Неклесса) как отграничение хайдеггеровского «бытия-к-смерти»

    2.Выход из «технологической замкнутости» потребительства и самодовлеюще-

    го прагматизма, размывающего личностные качества человека, лишая его воз-

    можности укорениться на почве нравственных императивов. 3.Утверждение

    антропоцентризма в противовес экспансии «параллельной цивилизации машин»

    на всех уровнях глобальной коммуникации систем, иначе ГЛОКС не сможет об-

    рести онтологический статус мировоззрения (см. этюд 2), поскольку машинный

    разум принципиально деонтологизирован своим создателем – человеком, кото-

    рый предписывает своему творению «быть» с позиций собственного бытия, в

    котором ничто и нечто уравновешены своей онтологической (фундаментальной)

    значимостью относительно роли и места в мироздании.

    Эти три условия я называю «со – бытиями», определяющими возможный выбор

    своего будущего человечеством. Данная триада в некотором роде мистическая:

    нельзя осуществиться ни одному из них, если одновременно не будут актуализи-

    рованы остальные! Поэтому говоря о выборе будущего, следует признать, что

    оно уже потенциально «предзадано» в общих чертах форматом реализации

    ГЛОКС: в ней свобода и необходимость со-присутствуют таким образом, что

    мир может погибнуть ради свободы хаоса, а может быть и спасенным ради не-

    обходимости установления планетарного порядка. Проблема же заключается

    в том, что мы не постигли «абсолют свободы» в хаосе (пока лишь на подступах

    к нему), но зато слишком хорошо познали цену тотального порядка, чтобы проти-

    виться ему во всех проявлениях. Столь туманная перспектива видения будуще-

    го обусловлена тем, что для человечества глобальная коммуникация все еще

    содержит в себе «бытийные потаенности» складывающихся отношений между

    властью, богатством, социумом и технологиями, о чем писал О.Тоффлер и что

    стало в конечном итоге причинным механизмом слома старого миропорядка.

    К сожалению, механизмом войны.

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Niker (12.04.2017)
    Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2017