Системные технологии
Воскресенье, 19.11.2017, 17:23
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Романов Н.. Феноменология и топология ГЛОКС

                                     

    Предначертанные события орбитой трансформации мира как со-

    бытия «больших перемен (см. 4.1) побуждают задаться вовсе

    не прозаическими вопросами. Знали ли в мире, что крушение «ко-

    лосса на глиняных ногах» (СССР) способно под своими руинами

    похоронить не только его былые протекторатные части-доминио-

    ны (республики), но и стать «обвальной угрозой» для установив-

    шегося после второй мировой войны цивилизационного порядка?

    Знали ли в мире, что жесткая конкуренция транснациональных кор-

    пораций, которая порой превращается в явный антогонизм, рано

    или поздно вызовет экономические и финансовые кризисы (а по

    сути – конфликты интересов!), переходящие по всем законам «ис-

    торического жанра» в военно-политические столкновения государ-

    ств, зависящих от корпоративных целей и политики их достижения?

    Знали ли в мире, что волна глобальных не исчезающих и не осла-

    бывающих проблем, способна вызвать общепланетарное «цунами»

    бедствий, которое снесет с лица земли шаткий каркас цивилизации?

    Конечно же знали и знают! Но дело здесь вовсе не в осведомлен-

    ности о последствиях от возникших угроз, а в аксиологических цен-

    ностях, исповедуемых человечеством, и в историко-нравственных

    императивах, не останавливающих процессы убийства, разрушений

    и деградации. Известный австрийский психоаналитик, автор логоте-

    рапии Виктор Франкл размышлял: «Что такое человек?... Это суще-

    ство, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое

    шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на

    устах». Очевидно, что человечество уже приготовилось «идти в газо-

    вые камеры» … и молитва едва ли ему поможет, как, впрочем, и кра-

    сота мир не спасет…, ибо существующий мир безобразен до такой

    степени, что сам его облик обрел все признаки «культуры смерти»

    (А.Неклесса). Однако вернемся к поставленным вопросам. Что у них

    общего, так это масштаб влияния на мир, характер трансгрессии на

    жизненные пространства, которые, как уже отмечалось в этюде3, ис-

    пытывают так называемую «имплозию» - сжатие пространства, вре-

    мени и информации (Мак-Люэн). Глобальная коммуникация сделала

    мир общедоступным, а хайдеггеровское «присутствие» обрело свое

    истинно онтологическое значение и стало тотальным. В полной мере

    имплозия охватывает и сферы цивилизационного воздействия сил

    (информационных, энергетических и физико-направленных), исходя-

    щих из источников, упомянутых в наших вопросах. Оказывается, что

    они (источники) могут быть формализованы в виде топологических

    структур – открытых и замкнутых топологий, взаимно дополняющих

    друг друга. Важно и то, что используемое понятие «орбита» транс-

    формации мира, также допускает соответствующую топологическую

    интерпретацию. В теоретико-групповом смысле «орбита» есть мно-

    жество элементов, получаемых из одного элемента многократным

    последовательным применением инвариантного отображения его в

    себя (таким элементом следует считать «событие», отображаемое

    каждый раз «в себя» на исторической «оси времени» и порождаю-

    щее в итоге пучки фундаментальных последовательностей событий

    в топологическом пространстве: группы событий автоморфно ото-

    бражаются в пространственные образы, по выражению Пуанкаре

    «группа есть пространство»). Обозначим топос событий (послед-

    ствий) развала СССР через А, топос конфликтных проявлений в от-

    ношениях ТНК через В и топос глобальных проблем современно-

    сти через С. Все эти топосы-пространства обладают как открыты-

    ми (А), (В), (С), так и замкнутыми [A], [B], [C] топологиями (исходя

    из понимания «информационного» и «коммуникативного» простран-

    ств, предлагаемого Г.Почепцовым: первые трактуются как закрытые

    для несанкционированного доступа, а вторые актуальны своей уни-

    версальной открытостью (i).                                                                                       

    Отметим, что в нашем случае речь идет не только об информацион-

    ной (коммуникативной) открытости и замкнутости указанных простран-

    ств, но и об энергетической (в смысле транзита энергоресурсов), и о

    физико-направленных потоках товаров и услуг (включая зоны свобод-

    ных экономических связей и санкции, закрывающие эти связи). Дан-

    ный факт лишь усиливает основания для принятия топологической мо-

    дели глобальной коммуникации. Далее, опуская громоздкие доказа-

    тельства регулярности пространств А, В, С, будем утверждать, что все

    они соабсолютны друг другу, т.е. на классе всех регулярных простран-

    ств определено отношение соабсолютности, которое удовлетворяет

    свойствам рефлексивности, симметрии и транзитивности (1, 358).

    Принимая во внимание, что регулярные пространства еще и компакт-

    ны, а также исключая из них изолированные точки, поскольку одно-

    точечные множества в них не могут быть замкнутыми (в противном

    случае это привело бы к распаду системности пространств, в частно-

    сти, к нарушению свойства центрированности), можем показать, что

    рассматриваемые пространства (их абсолюты) гомеоморфны абсолю-

    ту канторова дисконтинуума (1, 359). Это положение не столь триви-

    ально, как может показаться на первый взгляд. Еще в этюде1 была

    приведена обобщенная структура глобальных проблем современно-

    сти, которая обладает потенциальным свойством хаотизации жизне-

    деятельности человечества. Но сделано это было интуитивно, исхо-

    дя из качественной сложности динамики наблюдаемых процессов.

    Теперь же, отмечая факт гомеоморфности базовых пространств, вме-

    щающих в себя источники глобальных проблем, канторову дисконтину-

    уму, представилось возможным подтвердить эту гипотезу аналитиче-

    ски, поскольку в канторовых множествах обнаруживается феномен

    хаотизации в виде так называемой «дьявольской лестницы», описы-

    ваемой неоднородным фракталом (2, 192). И хотя это не единствен-

    ный вид стохастизации глобальной динамики, данный пример показа-

    телен с точки зрения использования топологии для моделирования

    коммуникации систем.

    Теперь обратимся к феноменологии ГЛОКС. Что является с феноме-

    логических позиций «актом коммуникации»? Наиболее полный ответ

    дает феноменология восприятия, разработанная французским фило-

    софом Мерло-Понти. С помощью идеи «феноменального тела» как

    интенционально-действующей воспринимающей субъективности он

    проясняет сущность перцептивной и двигательной функций человека,

    его высших чувств и мышления, межличностного общения, понимания

    языка, свободы. Способность выражения смысла, которая характери-

    зует феноменальное тело, определяет, согласно Мерло-Понти, не

    только индивидуальные возможности восприятия и понимания, но и

    наше человеческое окружение. Акт коммуникации – это неразрывная

    целостность внимания, понимания и апперцепции (предвосхищения),

    пронизанных языковыми (речевыми) интенциями (Дж. Серл). Сам

    акт коммуникации в таком представлении близок особым способно-

    стям человека – узнавание коммуниканта как теле-патия, переме-

    щение образов и предметов в виртуальной реальности – теле-пор-

    тация, формы воздействия на среду коммуникации – теле-кинез (в

    особенности при использовании сенсорных панелей управления

    гаджетами). Анализируя современные и перспективные тенденции

    развития систем глобальной коммуникации, наблюдаем уже не

    только близость этих феноменов внешне, но и полное технологи-

    ческое совпадение биопсихических и программно-аппаратных воз-

    можностей человека и систем. В этом контексте заслуживает особо-

    го внимания и оценки стремление инициаторов создания Коллектив-

    ного Разума организовать «интеллектуальный ареал» познания сре-

    ды коммуникации и формирования (воспитания) психической моти-

    вации (установки) у пользователей социальных сетей для совмест-

    ного решения сложных проблем и постановки неординарных задач

    в новых формах мышления (ii). Интересно, что к такой практике

    организации совместной менталь-

    ной деятельности групп операторов в пространстве Интернета пер-

    выми обратились специалисты, занимающиеся проведением сеансов

    медитаций Махариши с целью коррекции социального поведения в

    различных регионах планеты для снижения уровня агрессии, пре-

    ступности, заболеваемости и т.д. (3). Известны и более

    экстравагантные проекты, например, создание «ментального щита»

    для личного состава, несущего боевое дежурство на стратегических

    командных пунктах, от пси-воздействия экстрасенсов противника (4).

     Оставим оценку эффективности таких попыток для независимых

    экспертов, я же хочу лишь отметить важность самой идеи координа-

    ции и синхронизации ментальных способностей групп пользова-

    телей Интернета для создания Коллективного Разума. Кстати, в этом

    термине следовало бы избавиться от наносного «коллективизма» при-

    нудительного характера («быть в стаде»), унаследованного от тотали-

    тарного советского общества. Просто надо возвратиться к исходной

    этимологии этого слова в переводе с латинского collectivus – собира-

    тельный, именно собирательный характер присущ глобальной форме

    Разума: по существу происходит «сетевая сборка» разумов отдельных

    индивидов и во многом имеет место «обмен разумов», о чем в свое

    время писал Р.Шекли. Поэтому в идеале глобальная коммуникация дол-

    жна стать онтологической основой «конституирования более высоких

    уровней интермонадологических общностей», как и вообще «членения

     проблем интенциональной аналитики более  высоких форм интер-

    субъективных общностей» (терминология Э.Гуссерля). Под «более вы-

    сокими формами» здесь понимается именно Коллективный Разум.

    Завершая краткий экскурс в топологию и феноменологию ГЛОКС, хоте-

    лось бы отметить фундаментальную связь этих сфер математики и фи-

    лософии, отчетливо просматриваемой на примере топологического мо-

    делирования коммуникативных пространств. Здесь важны два взаимо-

    связанных аспекта: глобальная коммуникация настоятельно требует

    новой формы мышления (Коллективного Разума), протекающего в

    пространствах с разными топологиями (в отличие от узкорациональ-

    ной евклидовой топологии), феноменология же открывает онтологи-

    ческий простор к познанию и принятию этого мышления. Эту связь

    ярко выразил известный немецкий математик Г.Вейль: «Наглядно

    созерцаемый и математический континуумы не совпадают: между

    ними зияет пропасть. Тем не менее существуют разумные мотивы,

    побуждающие нас стремиться к тому, чтобы  от одного перейти к

    другому, - столь же разумные, как и те, которые заставляют при

    исследовании природы стремиться проникнуть «за» пределы той

    реальности, которая основывается на актах опыта».

     

                              Ссылки:

    (i) Vhttp://hvylya.net/analytics/society/georgiy-pocheptsov-kommunikativnaya-bezopasnost-v-protivoves-bezopasnosti-informatsionnoy.html

    (ii) https://www.facebook.com/UniversumMind/?fref=ts

     

                                                   Литература

     

    1. Александров П.С. Введение в теорию множеств и общую топологию.-

     М.: Наука, 1977.- 368с.

    2.Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П. и др. Нестационарные структуры и

     диффузионный хаос.- М.: Наука, 1992.- 544с.

    3.Березина Т.Н. Массовидные явления и синхронизация психических

      процессов во времени// Парапсихология и психофизика.- 1998.- №1,

      С. 66-69.

     4. Иваненко К.И. О некоторых прикладных аспектах компьютеризован-

         ных методик коллективной синхронизации групповых пси-явлений.

         Там же. С. 39-41.   

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Niker (12.04.2017)
    Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2017